?

Log in

No account? Create an account
Лева Могилевцев
17 Май 2019 @ 12:04
Метки:
 
 
Лева Могилевцев
05:49 17.05.2019
Заметки бывшего учителя. Часть четвёртая
Мои скромные познания об учительском труде основаны на личном опыте преподавания истории в средней школе и постоянном общении с учителями, которых немало среди моих друзей. Удивительно, что работая в различных учебных заведениях, общаясь с разными детьми, разными родителями и весьма непохожими представителями школьной администрации, педагоги, как правило, сталкиваются с одними и теми же печальными проблемами. Так что, о бедном учителе замолвите слово…
 
Для начала зададимся вопросом – ЧТО ТАКОЕ УЧИТЕЛЬ? Любой преподаватель вам подтвердит, что не бывает двух одинаковых уроков, даже если тема одинакова. То, КАК я излагаю тему, ЧТО я говорю, КАКИМИ словами, С КАКОЙ интонацией зависит от неисчислимого множества факторов и обстоятельств… Каким по счёту идёт урок, в начале он или в конце недели, какой предмет был предыдущим, какой урок идёт следующим, в каком настроении дети в данный момент, в каком состоянии я сам, присутствуют ли в классе определённые дети, за какой партой кто сидит и прочее, и прочее, и прочее… От наличия или отсутствия в классе любимых учеников-звёзд или от хулиганства конкретного озорника весь план урока порой летит в тартарары. Учитель поддерживает дисциплину, учитель держит внимание класса, учитель доносит самую суть излагаемого материала. Учитель -- это артист на сцене, это импровизатор-виртуоз, это штучный экземпляр. Только он не развлекает почтеннейшую публику, он эту публику ещё и обучать должен… И только тот, кто работал в школе, сполна понимает всю правоту старой истины: «И один человек может привести осла на водопой, но даже десять не смогут заставить его пить!». А учитель ОБЯЗАН побудить напиться из колодца знаний не одного, но три десятка, не желающих этого самодовольных и дерзких ослят. Каково? Завидная должность?

ИСТОЧНИК

 
 
Лева Могилевцев
04:38 17.05.2019
Закат экономики индустриализации

Две основные цели, сформулированные на старте индустриализации, к моменту, когда её прервала война, были достигнуты:

1) СССР обрёл экономическую независимость, стал экономически самодостаточным, неуязвимым для торговых и финансовых блокад Запада;

2) страна успела создать мощную военную промышленность, подготовившись к неизбежной агрессии фашистской Германии.

То, что произошло с экономикой страны с начала 1929 по 22 июня 1941 года (за двенадцать с половиной лет), можно назвать полным преображением или чудом. В годы индустриализации почти с нуля была создана материально-техническая база промышленности, которая уже во второй половине 1930-х гг. вывела СССР на второе место в мире (после США) по большинству видов промышленной продукции. Это было достигнуто ценой беспрецедентно высокой внутренней экономической мобилизации: норма накопления (доля валового общественного продукта, идущая на создание основных производственных фондов), по некоторым оценкам, достигала 50% ВВП и более (для сравнения: сегодня в РФ этот показатель, согласно Росстату, не превышает 20%).

Экономическая мобилизация не могла не отразиться на благосостоянии народа. Возникли дефициты продовольствия. В годы первой пятилетки были введены продуктовые карточки. К середине 1930-х годов снабжение постепенно стало улучшаться, в 1935 году карточки были отменены. Глухое недовольство в народе стало исчезать – советская пропаганда сумела донести до масс, что достижение целей индустриализации – вопрос жизни и смерти в условиях готовящейся агрессии Запада.

В конце 30-х – начале 40-х годов мобилизационное напряжение в экономике (но не в армии) стало несколько снижаться, потребительский рынок стал наполняться товарами. Вот как описывает социальную обстановку в годы индустриализации современный историк Дмитрий Верхотуров: «При всем при том, что народ нередко враждовал с партией, и общество в СССР много раз балансировало на грани открытой вооруженной борьбы, тем не менее, стройки увлекли народ. Дело, которое в миллионы раз превышает возможности собственных рук, которое требует высочайшего напряжения ума, сообразительности и умения, увлекает и отбрасывает противоречия на второй план. На всех без исключения крупных стройках рабочая масса постепенно заражалась трудовым энтузиазмом, делала рекордные выработки и выдающиеся достижения…» (Верхотуров Дмитрий. Сталин против великой депрессии. Антикризисная политика СССР. – М.: Яуза; Эксмо, 2009, с. 7).

В 1930 году было развёрнуто строительство около 1500 объектов, из которых 50 поглощали почти половину всех капиталовложений. Был воздвигнут ряд гигантских транспортных и промышленных сооружений: Турксиб, Днепрогэс, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, автомобильные заводы ГАЗ, ЗИС (позднее ЗИЛ) и многие другие


ИСТОЧНИК

 
 
Лева Могилевцев
16 Май 2019 @ 12:04
Метки:
 
 
Лева Могилевцев
06:25 16.05.2019
Идейная нищета белых рыцарей
Идейная нищета белых рыцарей

Из новой книги Николая Выхина, глава 1: В бурных страстях нашего времени белую гвардию изображают в двух несовместимых образах. Или как чудовищных монстров, омерзительных выродков. Или как благородных «воинов света», несших на своём мече счастье народам России, только не донесших. Но есть и третий имидж белогвардейцев, который ныне почти забыт, а в советское время был весьма распространён.
Восходит этот образ к М.А.Булгакову, который в своих гениальных произведениях описывает белых как приятных, симпатичных (в том числе и лично автору), интеллигентных людей – но при этом запутавшихся в жизни, идейно-несостоятельных, сбившихся с пути и «без царя в голове». Белые у Булгакова могут ещё сказать, кого и что они ненавидят – но к чему стремятся, каким видят будущее, чего ждут, о чём мечтают – внятно определить не могут. Из истории советского театра мы знаем, что именно такой образ белых бы близок И.В. Сталину, неоднократно посещавшему булгаковские спектакли.
Это не монстры – а люди, по-своему благородные, но утратившие перспективу, откровенно беспомощные в целеполагании. Именно такими они отражены не только у Булгакова, но и в большинстве лент советского кинематографа про гражданскую войну. Образы белых в лентах 30-70-х годов настолько обаятельны и лично-симпатичны, что вызывают у зрителя недоумение: ведь это коммунисты снимают о своих лютых врагах!
Ответ, думаю, прост: пока живы были представители поколения революции, они помнили, как оно было на самом деле. Наврать тем, кто сам жил в то время – невозможно, как нельзя нам наврать про «святые» 90-е (хотя пытаются). А правда о белых в том, что белые – не всегда будучи типажами отталкивающими и злобными, всегда оказывались безыдейными, концептуально-нищими. На мой взгляд, основная причина поражения белых (которых не имею никакого желания очернять) – то, что они не могли сказать солдатам, за что и для чего воюют. И объяснить свои цели они не могли не потому, что не хотели, а потому что сами не знали. Возникала идиотская (иначе не скажешь) ситуация, в которой целым армиям предлагалось воевать, рисковать жизнью, убивать и умирать – неизвестно за что! И это странно, потому что белые были людьми образованными, «голубой кровью»: откуда же напала на них такая болезнь патологического косноязычия в идейной сфере?+++Вообразите, что вас зовут в драку. Предупреждают честно, что драка будет страшной, и в ней могут убить. Вы просите объяснить причины драки, за кого и за что в ней драться, каков смысл конфликта, что даст победа в нём… А вам отказываются это рассказать! Вас зовут на смертный бой, но за что – неизвестно. В пользу кого – неясно. Почему – не объясняют, и т.п. Захотите вы радеть в такой драке?

ИСТОЧНИК

 
 
 
Лева Могилевцев
05:45 16.05.2019
Сергей Сацук: Откуда в Беларуси занавоженные коровы

Согласно данным КГК, только в марте-апреле текущего года в результате проверочных мероприятий контролерами было выявлено более 1,3 тыс. фактов занавоженности помещений для содержания скота и прилегающих к фермам территорий, отсутствия подстилочного материала, содержания скота с нарушением ветеринарных и зоотехнических требований. К сожалению, КГК не сообщил процентное соотношение занавоженных ферм к общему числу проверенных. Сообщено только, что по фактам бесхозяйственности и непринятия мер по надлежащему содержанию скота к дисциплинарной ответственности привлечено 83 руководителя и специалиста райисполкомов, 605 – сельскохозяйственных организаций; к административной – 188 руководителей и специалистов сельхозорганизаций. Возбуждено 15 уголовных дел. Но даже этой информации мало, чтобы понять: занавоженные фермы - это вопиющие случаи или все же закономерность. Поэтому попробуем подсчитать сами. В Беларуси около 5 тыс. молочно-товарных ферм. Проверить их все у КГК просто людей не хватит. Да и невозможно сделать это за два месяца. Поэтому, скорее всего, в рамках выполнения поручений президента проверено было в самом лучшем случае половина, то есть около 2500 МТФ. Хотя реально, наверное, и того меньше. И вот на 1300 объектах обнаружены занавоженные коровы и отсутствие подстилочного материала. В большинстве случаев! Получается, что грязные коровы, которые так шокировали президента - это вовсе не вопиющий случай, а реальная картина для Беларуси. Могилевский губернатор и остальные крупные чиновники пострадали лишь потому, что президенту ранее не показывали реальное состояние белорусских МТФ. Впрочем, суть не в этом

ИСТОЧНИК

 
 
Лева Могилевцев
05:39 16.05.2019
Заметки бывшего учителя. Часть третья

Иногда, когда я прохожу по позднему вечернему городу, мне чудится, что я слышу разносящийся над крышами домов тоскливый вой. Так стонет затравленный зверь, загнанный в западню, из которой нет выхода… Так от полной безысходности изливают душу ответственные родители, усердно помогающие своим детям-школьникам готовить на завтра уроки…

 
Современная школа окутана тёмной мглой. Давно уже неактуальна старая милая песенка про «школьные годы чудесные»… Хорошенькая первоклассница бьётся в истерике «я ненавижу эту школу и эти уроки!» Работая в частном учебном заведении, однажды я видел, как молодая учительница с перекошенным от ненависти лицом пинала стоявшие у стены сумки своих учеников. Бедная девочка, как же достали её детки «уважаемых людей»… Полюбуйтесь и на агрессивных, озлобленных родителей, регулярно являющихся в школы «качать права». Взаимная «любовь» учителей и министерства образования давно уже стала притчей во языцех. Постоянный, непреходящий стресс, скрывающийся под благостной картинкой внешней благопристойности…
Как уже отмечалось в предыдущей публикации, хворь нашей школы есть срез с болезни всего общества. И если мы хотим найти лекарство, то надо честно и откровенно говорить о наших проблемах и недостатках. Какой же путь прошла бывшая советская школа за десятилетия свершившихся образовательных реформ?
Учебник истории древнего мира для 5 класса (издание восьмое). – М.: Просвещение, 1969. Учебник был удостоен 1-й премии на открытом конкурсе учебников истории. В своё время, эта книга случайно попала мне в руки и я в 1-м классе, без всякого принуждения, самостоятельно прочитав её от корки до корки, на всю жизнь «заболел» историей…


ИСТОЧНИК

 
 
Лева Могилевцев
15 Май 2019 @ 12:04
Метки:
 
 
Лева Могилевцев
05:28 15.05.2019
Заметки бывшего учителя. Часть вторая

Вот уж не думал Игорь Николаевич Гусев, что его скромные рассуждения относительно нескольких отличий между школьниками дней минувших и современными детьми вызовут столь неистовый интерес. В большинстве случаев мои заметки хвалят. Но есть и сердитые замечания. Так, некто Eugene Lurie ставит автору неутешительный диагноз: «Моральная старость и профессиональная непригодность», а рассуждения Гусева есть «старческое брюзжание». Этот достойный господин, вероятно, выражая мнение многих обиженных, заявляет, что «не держал бы на работе учителя, который не может привлечь внимание детей». Ну да, ну да, очевидно, мне следовало проявить «креативное мышление» и последовать примеру одной молодой бельгийской учительницы, которая, чтобы дети проявили внимание к её уроку анатомии, надела на голое тело обтягивающее трико с изображением мышц и забралась, приплясывая, на учительский стол. Говорят, урок имел ошеломляющий успех! А я то, старый дурак, и не догадался…

 
Потому, каюсь, мне нечего ответить на такие, например, обвинения: «Создаётся впечатление (по жизни), что современные учителя вообще не умеют находить подход к ученикам, или просто не хотят...», или «это ж надо написать столько букв, чтоб расписаться в собственной профнепригодности». Крыть нечем… Дайте профнепригодному педагогу Гусеву револьвер с одним патроном!


ИСТОЧНИК

 
 
Лева Могилевцев
05:26 15.05.2019
Благотворительность в царской России, о которой не рассказывают в школе

В русской традиции деловой успех был неотделим от благотворительности, но об этом сейчас мало кто помнит
Андрей Карелин. Милостыня. 1870-1875.Фото Getty Images
Мария Федоровна Морозова была в растерянности. Ей, купеческой вдове, было объявлено, что она (первая в России!) удостаивается знака отличия за 25 лет безупречной службы в благотворительных заведениях по Ведомству учреждений Императрицы Марии. Морозова никогда не думала, что такое возможно — женщин в империи награждали вообще редко, тем более недворянок, а главное, она служила людям не за звания и награды, а по зову души и сердца.
После смерти мужа Тимофея Саввича в 1889 году Мария Федоровна стала владелицей оставшегося после него огромного состояния. Так было указано в завещании. Морозов не хотел, чтобы его дело дробилось между наследниками — это было чревато бесконечными семейными ссорами и имущественными конфликтами. И Мария Федоровна, имея только домашнее образование, в течение 25 лет твердой рукой управляла огромной торгово-промышленной империей, приумножив состояние с 6 млн рублей до 30 млн рублей. Взрослых сыновей было только двое, но оба оказались неспособными: Савва тратил деньги то на театры, то на революцию, а после застрелился, слабовольный Сергей и вовсе наотрез отказался заниматься мануфактурами, сосредоточившись на Музее кустарных изделий. Пришлось Марии Федоровне самой вникать во все мелочи управления.
Однако, держа в голове огромное количество дел по хозяйству, она одновременно вела колоссальную работу по благотворительности, почитая это своим и человеческим, и религиозным долгом. Важно отметить, что женщины в морозовской династии играли важнейшую роль именно в области социальной ответственности бизнеса. По стопам Марии Федоровны шли более молодые Варвара Алексеевна и Маргарита Кирилловна Морозовы, вышедшие замуж за родственников Тимофея. Они обе тоже рано остались вдовами и приняли на себя управление активами до совершеннолетия сыновей.

ИСТОЧНИК